Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение лицей № 5 города Ставрополя
город Ставрополь
  • Международная научно-практическая конференция «Тенденции развития образования»

    «Ответ школы на вызовы цифровизации» (опыт работы федеральной экспериментальной площадки Ставропольского края)
    Международная  научно-практическая конференция «Тенденции развития образования».

    16 марта 2023 года состоялась международная научно-практическая конференция «Тенденции развития образования».

    В дискуссии принимали участие образовательные организации сетевой федеральной экспериментальной площадки Ставропольского края (ФЭП СК):Ставропольские общеобразовательные учреждения: МАОУ лицей № 5 города Ставрополя, МБОУ гимназия № 9 имени Героя Советского Союза Владимира Ковалева, МБОУ гимназия № 12 имени Белоконя Э.В., МБОУ СОШ № 18, МБОУ СОШ № 43 имени Героя РФ В.Д. Нужного, МБОУ СОШ № 64, МБОУ СОШ № 30 г.Пятигорск, МБОУ СОШ № 11г.Невинномысск, Кировский район МБОУ СОШ № 8 с. Горнозаводское,  МБОУ СОШ № 33 г.Новопавловск.

    На протяжении 5 лет ФЭП СК работает под руководством  к.п.н., доцента, Почетного работника общего образования Тарасовой Натальи Владимировны, директора Центра изучения приоритетных направлений развития образования ФИРО РАНХигГС.

    Нормативные документы РФ ставят  перед системой образования задачи цифровой трансформации и достижения образовательными организациями цифровой зрелости.  Однако, интенсивно осваивая  в последние годы  электронные технологии, ОО реализуют процессы цифровой трансформации  весьма неравномерно, а  их цифровая зрелость была и остаётся разной. Стало очевидным, что  необходимо многопланово оценивать переход к «цифре», причём регулярно и в динамике, прежде всего, для повышения результативности школьного образования.

    Возникающие проблемы использования в образовательном процессе цифровых технологий, свидетельствуют о том, что школа испытывает определенные трудности, отвечая  на вызовы цифровизации:

    - повышенная нагрузка на педагогических работников;

    - недостаточный уровень сформированности методическихкомпетенций  в области использования цифровых ресурсовдля решения задач целостного образовательного процесса;

    - разрозненность верифицированного цифрового образовательного контента и отсутствие единой точки его «сборки» на основе единых требований;

    - слабая интеграция цифровых технологий и продуктов в процесс обучения, воспитания и развития;

    - недостаточно используются новые формы  коммуникации «учитель-ученик» на уроке и во внеурочное время с использованием цифровых технологий;

    - существует острая проблема  обработки и оценки объективности больших данных, на основании которых принимаются управленческие решения.

    Как школа может ответить на эти вызовы? В первую очередь,  посредством  формирования цифровой компетентности субъектов образовательных отношений: руководителей школ,  учителей, учащихся и  родителей.

    Электронные библиотеки. Сегодня большинство материалов доступно неавторизированным пользователям. Это сценарии уроков и тем школьного курса, учебные пособия, а также, так называемые «атомики»: тестовые задания, изображения, видеоролики, аудиофайлы, то есть все те элементы, из которых строится «здание» электронного сценария урока или учебного пособия.

    Если мы хотим повысить интерес учеников к выполнению тренировочных заданий, то предлагаем им на выбор: перечень номеров упражнений из учебника или ссылку на компьютерную игру с тем же предметным содержанием.

    Можно воспользоваться готовыми интерактивными приложениями из библиотек и коллекций или создать их самостоятельно с помощью онлайн-конструкторов.

    Изучение предметов естественно-научного цикла требует проведения лабораторных работ. Цифровые инструменты позволяют нашим ученикам закрепить практические навыки. Кроме того, виртуальные лаборатории предоставляют возможность сделать абстрактное реальным, невидимое видимым, ускорить или замедлить протекание процессов, а также проводить неожиданные параллели. Все это расширяет круг предметов, на которых могут быть организованы лабораторные работы: математика, астрономия, история, география и даже технология.

    Следующаятехнология, позволяющая формировать коммуникативность, цифровую грамотность и логистику на уроках химии и биологии  -skrum-уроки

    Участниками образовательного процесса в рамках данной методики являются: владелец продукта - учитель, команды обучающихся (3-6 человек), скрам-мастер (член команды, который помогает выстраивать работу, поддерживает рабочую атмосферу, отвечает за правильное положение стикеров на SCRUM-доске).

    Данная методика на уроке позволяет детям научиться искать, анализировать и преобразовывать информацию. Работа происходит в командах, поэтому дети учатся способам эффективной коммуникации.

    Заканчивается каждый урок проверкой учителем заданий, выбранных на контроль и если  встречаются не верно выполненные задания, то оно возвращается в колонку «планируемые результаты». Ребята отмечают на «скрам-доске» результаты своей работы и  перемещают в колонку «достигнутые результаты»). Итог работы – проект.

    Нестандартный подход способствует развитию у обучающихся лидерских качеств и повышает мотивацию к познанию.

    Часто учебный процесс требует организации экскурсий учащихся в музеи, парки, заповедники. Виртуальные экскурсии позволяют в некоторой степени решить эту проблему. Они создают эффект присутствия в том или ином месте. Для создания такого эффекта используются панорамные фотографии, сферические видео или спутниковые съемки.

    Облачные приложения и сервисы с общим доступом для редактирования позволяют организовать совместную работу учащихся над одним текстовым документом, электронной таблицей, презентацией или интеллект-картой. Виртуальные пространства для проектной работы имеют встроенные инструменты для создания дорожной карты проекта, организации мозгового штурма, проведения SWOT-анализа и многое другое.

    Урок может быть проведен и в гибридной форме: часть учеников взаимодействуют очно(лицом к лицу), а часть – в режиме онлайн.

    В образовательном процессе на уроках изобразительного искусства цифровые ресурсы имеют вспомогательную роль: закрепление пройденного на уроке материала; помощь тем, кто не может присутствовать на уроке; расширение эстетического кругозора. Наиболее успешный формат - видеоуроки. Это короткие информационные видеоролики, авторские видеоуроки и уроки записанные в рамках проекта "ТВ Школа Ставрополья". Такой формат взаимодействия учителя и ученика посредством цифровых ресурсов показал наибольшую эффективность в преподавании изобразительного искусства.

    Использование новыхформ  коммуникации «учитель-ученик» на уроке и во внеурочное время с использованием цифровых технологий хорошо представлено в проектной и научно-исследовательской деятельности.

    Ученик 4 класса Глушко Александр используя IT-технологии разработал  проект «Моя страна, моя Россия».В рамках данного проекта 28 декабря 2022 года был создан телеграмм-канал. Главной целью проекта было объединить в сообщество обучающихся разных регионов России, проявляющих интерес к истории и культуре своей Малой Родины; сделать доступным для широкого круга материалы проекта о культурном и исторической наследии различных городов и  сел России. Получив  QR код любой школьник нашей страны может пройти по ссылке и присоединиться к сообществу, прислать свой проект для размещения.

    Ученица 7 класса Шестак Елизавета со своим наставником, учителем истории и обществознания разработали образовательный проект «Архитектура Российской империи 18 века» и представили продукт лет-бук, который может использоваться на уроке истории в интеллектуальной игре.

    Учитель математики МБОУ СОШ № 43 г.СтаврополяЛаврушова Ю.Е. благодаря обмену опытом навсероссийских форумах классных руководителей разработаала эффективные цифровые практики реализации программ воспитания.

    Она внедрила в работу классного руководителя сервис Slido! Его уже успели полюбить учителя и  школьники. Slido! удобно использовать прямо на уроке — офлайн, а во время дистанционного общения этот сервис — настоящая находка, чтобы отдохнуть от статичного сидения у экрана и зазубривания новой темы.

    Можно провести короткий динамичный классный час, который разогреет у ребят интерес к теме и очень взбодрит тех, кто устал быть прикованным к ноутбуку. А постепенное внедрение электронного портфолио ученика, позволило Юлиане Евгеньевне  представлять информацию  на родительских собраниях, а также более  продуктивно выстраивать работу с детьми «группы риска».

    Цифровая экосистема позволяет использовать симуляционные тренажеры в работе классного руководителя. Это дает возможность формировать профессиональную компетентность в области формирования мотивации достижений учащихся.

    Таккейс предлагает классному руководителю набор мультимедийных ситуаций и вариантов их решений, где каждое решение визиализируется реакцией ребенка. Педагог разбирает 9 воспитательных ситуаций и учится распознавать эмоциональное состояние учащихся, в результате - управлять взаимоотношениями с учащимися.

    С 1 января 2021 года в нашей стране стартовал федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации»  нацпроекта «Образование».

    Советник директора по воспитательной работе с детскими общественными объединениями является не просто советником, а полноценным навигатором, наставником не только для учащихся, но и для классных руководителей.Данный проект  реализуетсяпосредством  формирования цифровой компетентности субъектов образовательных организаций, участие классных коллективов во всероссийских проектахи конкурсах.  Так наши учащиеся стали победителями конкурса «Орлята», участниками конкурса «Большие вызовы» и «Большая перемена».

    Стала очевидной  потребность в создании системы мониторинга, фиксирующего широкий  спектр достижений школьников в условиях цифровой трансформации школы.

    Очень интересен будет опыт работы нашей ФЭП с Лабораторией измерения новых конструктов и дизайна тестов Центра психометрикии  измерений в образовании Института образования НИУ ВШЭ

    В 2022 году в рамках социального партнерства мы совместно провели оценку ЦГ обучающихся 7-8 классов. Уникальность программы тестирования в том, что очень оперативно формируются группы, простота и доступность программы тестирования, четкий анализ и аргументация результатов тестирования, а самое главное конфиденциальность и адресность рекомендаций каждому обучающемуся.

    Анализ успешности выполнения заданий по отдельным индикаторам позволил выделить навыки, относящиеся к разным аспектам составляющей цифровой грамотности, которые сформированы у респондентов.

    По результатам тестирования у обучающихся в целом сформированы основные навыки работы с устройствами, программным обеспечением, а также навыки работы в сети интернет.  Однако определены и дефициты, над которыми необходимо в дальнейшем работать.

    Для удаленной коммуникации можно использовать системы видеоконференцсвязи. Многие из них поддерживают функцию создания нескольких сессионных залов для разделения участников на отдельные дискуссионные группы. Так мы проводим сетевые семинары, совещания нашей федеральной экспериментальной площадки.

    Видеоконференции позволяют нам  сотрудничать с социальными партнерами ФИРО РАНХиГС, ВШЭ, ОО Ставропольского края и т.д.  Интересен опыт сотрудничества СГПИ и гимназии № 12 г.Ставрополя по направлению «Педагогические классы в рамках проекта «Наставничество».

    Образовательные организации  ФЭПпроводят мероприятия для школ  города Ставрополя и края.Вашему вниманию представлен опыт работы стажировочной площадки гимназии 12 и гимназии 9 «Национальная стратегия повышения финансовой грамотности обучающихся». На мастер-классах с учащимися и педагогами присутствовали представители школ г.Ставрополя, а также можно было подключиться к видеоконференции.

    Цифровая трансформация образования кардинальным образом меняя условия труда и в значительной степени меняет саму сущность профессии учителя. сегодняучитель превращается в лоцмана в море информации, в эксперта и интерпретатора, помогающего ученику установить связи, из организатора и руководителя – в модератора и партнера, из критика и оценщика – в аналитика и советника.

    Цифровая трансформация образованияпредставляет собой комплекс процессов внутри самой системы образования, связанный с внедрением цифровых технологий.

    Цифровая зрелость – текущий уровень развития и использования ЦТ. Цифровая трансформация образования заключительный этап цифрового обновления,в результате которого появляется смарт-школа.

    Нужна по-настоящему «умная школа» — с персонализированным подходом к обучению и нацеленностью на высокие результаты у каждого ученика.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie